Война и мир Л.Н. Толстого. Выкладываю свои мысли после лекций. пока не доработано из-за завтрашнего экзамена
Перед субъективным анализом какого-либо произведения необходимо знать философскую основу, на которую опирался автор. Известно, что Л.Н.Толстой создал свою философско-религиозную концепцию "толстовство", которая расходилась со Православием по тому, что он не верил в Святую Троицу, Её триединство и во Христа как сына Божьего, но как ни странно само учение признавал. Он сформировал свою концепцию под влиянием пессимистичных философских рассуждений-учений Шопенгауэра и Руссо, а также восточных религий, в частности буддизма(не лишним было бы добавить, что Л.Н.Толстой был отлучен ог Церкви из-за своей концепции). Толстой полагал, что только в нравственной сфере возможны достоверные знания. Одной из основополагающих в его концепции была концепция "исторической необходимости", т.е. стихийное и бессознательное движение народных масс. Наполеона же он считал марионеткой фатума, который не мог понять, что все происходило по воле Провидения. Но это было дано понять Кутузову, ибо он будет действовать осознанно полагаясь на дух и волю народа, т.е. не будет мешать народу делать то, что он(народ) хочет, а будет лишь поддерживать силу его духа. Но Толстой не устраняет свободы в границах личного действия: став частью массы, ты участвуешь в массовом движении и в массовом потоке, но у тебя есть право участвовать или не участвовать, как Толстой это назвал "свободой на волеизъявление", это зависит от того, насколько ты духовная личность. Так например, сцена смерти князя Андрея Болконского младшего: он достиг философских высот и принимает решение умереть, ибо понял назначение человека. Князь Андрей является примером эволюционирующей личности, примером подражания по Толстому.